Пресс-релиз
Октябрь 2022

К 2030 году грузовой автотранспорт на водородном топливе будет выгодней любой другой тяги, а к 2050 году доля потребления электроэнергии на основе водорода от общемирового вырастет более чем в 5 раз, до 5-10%, отметили эксперты «Яков и Партнёры» в рамках Российской энергетической недели.

Несмотря на открывающиеся перед отраслью перспективы, как отмечает партнёр «Яков и Партнёры» Андрей Стрельцов, многие компании и страны заявляют свою приверженность зеленой энергетике пока лишь на только словах: «Водородные долины» сейчас создаются в США, Китае, ЕС, Великобритании, Норвегии, Австралии, Чили и Японии. Однако из более чем 500 водородных проектов и 20 «долин», которые были анонсированы, только 10% подтвердили инвестиции. Более четверти из этого объема, это государственное финансирование. Все это говорит о том, что мы находимся только в самом начале пути», отметил он.

Общий объем объявленных инвестиций в водородную энергетику на сегодня составляет $240 млрд, из них $86 млрд были направлены через гос.программы. Ключевым фокусом государственной поддержки является создание спроса на водород – 53% от объема гос.программ. Треть из них направлены на поддержку предложения, и только 4% на фундаментальный НИОКР.

Несмотря на это себестоимость «зеленого» водорода, как ожидается, снизится до уровня «серого» и «голубого» примерно через 10 лет, а уже к 2040 году водородные аккумуляторы могут стать одним из лучших способов хранения электроэнергии наряду с литий-ионными аккумуляторами, опередив накопители энергии на сжатом воздухе и гидроаккумуляторы с насосным накопителем.

Как отмечается в отчете, в индустрии уже появляются коммерчески успешные технологии с использованием водорода, к примеру, в Европе запланировано 14 проектов по модернизации или строительству сталелитейных заводов. Ожидается, что к 2030-2040-м годам H2 будет массово использоваться для восстановления стали. Во многом благодаря тому, что водород позволяет избежать выбросов углекислого газа при восстановлении железной руды, технология будет становится все более рентабельной по мере роста налога на CO2. Число подобных проектов должно вырасти с 45 в 2030 г. до 123 к 2050 году.

В целом к 2050 году ожидается что более всего водород будет востребован в сфере транспорта (22 ЭДж), индустриальном применении (16 ЭДж) и обогреве зданий (11 ЭДж).