Исследование
Июнь 2023

Доля лидеров российских компаний, указавших на ухудшение положения их бизнеса за последние шесть месяцев снизилась в 2,5 раза до 11%, по сравнению с оценкой проведенной в декабре 2022 года, что говорит о восстановлении российской экономики. При этом компании все больше придают значение задачам, нацеленным на развитие бизнеса, к такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнёры» в рамках отчета CEO-барометр, специально подготовленного к XXVI Петербургскому международному экономическому форуму.

Как отмечают авторы отчета, сокращение затрат покинуло первое место среди приоритетов для бизнеса, сместившись сразу на 7ю строчку, при этом примерно каждый третий респондент отметил перспективы запуска новых инвестпроектов и выход на новые рынки в качестве приоритета. 

«В целом настроение в бизнес-сообществе позитивное. Всего 11% респондентов заявили об ухудшении условий в последнее время, а каждый второй лидер ожидает улучшения ситуации в ближайшие полгода. Интересно также, что приоритеты компаний изменились. Если в начале года во главе угла стояли сокращение затрат и адаптация цепочек поставок, то сейчас на первое место вышли привлечение сотрудников, выход на новые географические рынки и запуск новых инвестпроектов. По сути, за 6 месяцев российские компании перешли от обороны к наступлению»

Приоритеты

Главными вызовами для лидеров отечественного бизнеса остаются внешнеторговые запреты, геополитическая напряжённость и перебои в цепочках поставок. 

С начала года субъективная оценка состояния компаний больше всего за последние 6 месяцев повысилась1 в горнодобывающей отрасли и металлургии (с 37% до 48%), а также группе отраслей по производству потребительских товаров, розничной торговли и электронной коммерции (с 46% до 78%). При этом компании химической отрасли отметили ухудшениеситуации (с 25%, до 31%).

«С точки зрения перспектив, представители сектора технологий, ИТ и банков оказались наиболее оптимистичны в оценке своего будущего. Среди них в среднем улучшения ситуации ожидают от 68 до 80% респондентов. Это в целом отражает направление на импортозамещение в области технологий и ИТ»

С точки зрения технологий, 63% опрошенных отметили, что развитие искусственного интеллекта повлияет на их компании в горизонте 1 года, эта доля оказалась еще выше среди лидеров банковского сектора, сектора технологий и ИТ, розничного бизнеса и производства потребительских товаров. При этом только 7% бизнесменов видят в искусственном интеллекте риски для своего бизнеса, а каждый третий пока не ожидает, что ИИ как-то отразится на их бизнесе.

Развитие искусственного интеллекта

В анонимном опросе приняли участие 126 руководителей компаний всех основных отраслей российской экономики, включая банковскую, ИТ и телеком, металлургию, нефтегазовую и горнодобывающую промышленность, розничную торговлю и электронную коммерцию, сельское хозяйство, химическую промышленность, машиностроение и энергетику. К участию приглашались руководители организаций с ежегодным оборотом более 5 млрд рублей.

1 Оценка «стало лучше»

2 Оценка «стало хуже»


Елена Кузнецова, Директор института исследований экономики

Влада Богданова, директор

Скачать PDF

Другие публикации

Любимый город — еще один источник счастья
Около 77% россиян, которые любят свое текущее место проживания, считают себя счастливыми
Исследование Октябрь 2025
Любимый город — еще один источник счастья
В МГУ им М.В. Ломоносова стартовал образовательный курс от «Яков и Партнёры»
«Яков и Партнёры» впервые запустили образовательный курс «Введение в управленческий консалтинг» на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова
Пресс-релиз Октябрь 2025
В МГУ им М.В. Ломоносова стартовал образовательный курс от «Яков и Партнёры»
Скидки и эмоции — важнее брендов
Счастливыми себя чувствуют около 66% любителей шопинга, тогда как среди избегающих покупок — только 50%. Такие данные получены экспертами консалтинговой компании «Яков и Партнёры» и РОМИР в рамках совместного исследования «Новое российское общество: помогают ли покупки обрести счастье?».
Исследование Август 2025
Скидки и эмоции — важнее брендов