Менее четверти лидеров российских компаний указали на ухудшение положения их компаний за последние шесть месяцев, что может говорить о восстановлении настроений в российской экономике после череды санкций, отмечается в исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнёры» CEO Barometer за 2022 г.
Исследование показало неравномерное влияние текущей ситуации на разные отрасли. Наиболее оптимистично оценили текущее состояние своих компаний представители банковской отрасли, ИТ и телекома, а также розничной торговли и электронной коммерции. При этом 36% представителей добывающих и обрабатывающих отраслей заявили об ухудшении обстановки.
Говоря о перспективах своей компании в ближайшие 6 месяцев, более 75% респондентов выразили уверенность в улучшении или сохранении текущего состояния в ближайшие полгода. Самыми позитивными тут также стали представители банковской отрасли, ИТ и телекома. Более негативный прогноз высказали представители энергетики и металлургии.
«Наши данные говорят о восстановлении некоторых отраслей после событий этой весны, а также отражают определенные негативные ожидания добывающих отраслей в связи с возможным снижением производственной активности в целом по миру. При этом российский бизнес успешно пережил первичный шок и оптимистично смотрит в будущее».
Среди главных вызовов абсолютное большинство респондентов назвали внешнеторговые запреты и перспективы расширения санкций — на них указали 63% опрошенных. Меньше всего представителей бизнеса беспокоят снижение покупательной способности внутри страны, инфляция и климатические изменения.
«Характерным для 2022 г. стало резкое смещение фокуса лидеров компаний на вопросы, связанные с возможностью вести внешнеторговые отношения, а также с привлечением квалифицированных кадров. При этом темы, в последние несколько лет находившиеся высоко на публичной повестке, такие как экология, COVID-19 или условия для малого и среднего бизнеса, сейчас значимы лишь для менее чем 5% респондентов. Таким образом, можно ожидать, что в ближайшее время мы увидим значительные усилия со стороны крупного российского бизнеса в сторону диверсификации международных связей».
Несмотря на то, что сокращение затрат и адаптация цепочек поставок оказались приоритетом для более чем трети опрошенных, лидеры не растеряли аппетит к инвестициям и развитию бизнеса. В числе приоритетов на ближайшие шесть месяцев многие руководители компаний назвали рост выпуска продукции и услуг, выход на новые географические рынки, запуск новых инвестпроектов.
В анонимном опросе приняли участие 115 руководителей компаний всех основных отраслей российской экономики, включая банковскую, ИТ и телеком, металлургию, нефтегазовую и горнодобывающую промышленность, розничную торговлю и электронную коммерцию, сельское хозяйство, химическую промышленность, машиностроение и энергетику. К участию приглашались руководители организаций с ежегодным оборотом более 1 млрд рублей.