Исследование
Май 2024

Чуть менее половины вузов России обучают ИТ-специальностям, а с 2016 года более 70 вузов открыли у себя ИТ-программы. На бюджетных местах обучаются 55% студентов, причем количество бюджетных мест выросло на 68% с 2016 по 2022 г., что говорит о высоком приоритете развития отрасли ИТ для государства. К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнёры» в рамках исследования на основе мониторинга трудоустройства выпускников, подготовленного специально к конференции «Цифровая индустрия промышленной России», проходящей в Нижнем Новгороде.

При этом, как отмечается в исследовании, только 50% студентов успешно становятся бакалаврами за 4 года, а для поступивших на платной основе эта доля еще меньше. Тем не менее, 40% из тех, кто не закончил вуз вовремя, все равно быстро находят работу, что может быть связано с тем, что ИТ-специалисты сильно востребованы на рынке. Уровень трудоустройства ИТ-выпускников выше, чем в среднем по другим специальностям, и остается более высоким в течение как минимум 5 лет после получения диплома. 38% выпускников по ИТ-специальностям работают уже на момент получения диплома.

ИТ-выпускники, успешно окончившие обучение, входят в число лидеров по доходам, уступая лишь специалистам в области аэронавигации и космоса, а также в области математики. При этом доходы выпускников по ИТ-специальностям ещё и растут опережающими темпами: разница с доходами среднего выпускника удвоилась за 2019–2022 гг. и достигла 86%. То есть ИТ-выпускник получает почти в два раза больше среднего выпускника

Елена Кузнецова, директор института «Яков и Партнёры» и соавтор исследования

Приятно видеть, что профильная занятость среди выпускников ИТ-специальностей преобладает среди прочих и со временем только увеличивается вплоть до 40%. В первый год после окончания вуза ИТ-выпускники уже входят в топ-6 высокооплачиваемых сфер на рынке труда, а на четвертом году после выпуска поднимаются на третье место. Более половины из них работает в крупных компаниях. Все это говорит о том, что бизнес понимает важность данной специальности для индустрии

Ольга Пивень, директор и сооснователь конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Как отмечают авторы исследования, тем не менее, борьба за лучших выпускников среди индустрий оказывается неравной. 45-50% выпускников устраиваются в банки, ИТ и связь, добычу и науку – отрасли, обеспечивающие самые высокие доходы ИТ-выпускникам. В три раза и более отстают по доходам ИТ-выпускников от отраслей-лидеров цифровизации государственное управление, здравоохранение и другие отрасли.

Доля женщин, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета по ИТ-специальностям, составляет от 20% («Программная инженерия») до 38% («Математика и компьютерные науки») и с 2021 г. снижается, достигнув в среднем 27%. От части данный тренд может быть связан с тем, что существует значительная разница в доходах между мужчинами и женщинами, которая может достигать 26% для выпускников бакалавриата и 34% для выпускников магистратуры. Таким образом женщины на момент окончания магистратуры имеют доход, сопоставимый с доходом мужчин через 1 год после выпуска из бакалавриата.

Самыми эффективными ВУЗами с точки зрения экспертов стали МФТИ, МГУ, ВШЭ, СПб политех им. Петра Великого и МГТУ им. Н. Э. Баумана.


Елена Кузнецова, Директор института исследований экономики

Виталий Титов, Руководитель проектов

Юрий Васильев, Data scientist

Скачать PDF

Другие публикации

Быстрорастущие компании: как закалять чемпионов?
Быстрорастущие компании могут обеспечить российской экономике до 6,8 трлн руб. дополнительной выручки ежегодно к 2036 г. Их вклад в развитие ключевых отраслей экономики уже сегодня в 17 раз выше, чем у традиционных компаний
Исследование Май 2025
Быстрорастущие компании: как закалять чемпионов?
«Яков и Партнёры» на конференции «Менеджмент будущего»
«Яков и Партнёры» приняли участие в студенческой конференции «Менеджмент будущего»
Пресс-релиз Октябрь 2024
«Яков и Партнёры» на конференции «Менеджмент будущего»
Желание экономить и ностальгия: как и на что потребители тратят деньги
Респонденты второй год заявляют о намерении сократить расходы, хотя в прошлом году у них это не получилось, а перемены в корзине брендов их не слишком смущают
Исследование Сентябрь 2024
Желание экономить и ностальгия: как и на что потребители тратят деньги