Большинство россиян любят свои города: 64% опрошенных заявили, что положительно относятся к месту проживания. При этом 79% хотят жить там, где они живут сейчас, что опровергает распространенный миф о массовом стремлении к переезду в столицы. К таким выводам пришли эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» и РОМИР в рамках совместного исследования «Новое российское общество: есть ли счастье в городах России?».
Исследование было проведено на базе Лонгитюдной системы РОМИР — социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.
Молодежь 18–24 лет демонстрирует наименьший уровень эмоциональной привязанности: только 59% респондентов этой группы признаются, что им нравится место их проживания. После 34 лет доля любящих свой город стабилизируется и держится на уровне 67–70%. Отрицательное отношение к своему населенному пункту выразили лишь 6% опрошенных.
Судя по ответам респондентов, любовь к городу напрямую связана с субъективным ощущением счастья. Так, среди тех, кто любит свой город, 77% чувствуют себя счастливыми. Для сравнения: среди тех, кто не любит свое место проживания, доля счастливых лишь 36%.
Вместе с тем каждый пятый респондент все же рассматривает возможность смены места жительства — чаще всего это молодежь, а также жители малых городов. Любопытно, что среди мужчин более популярен тренд переезда на природу или в деревню, в то время как женщины в 1,7 раза чаще ориентированы на столицы.В качестве наиболее привлекательных направлений респонденты называют Москву и Санкт-Петербург (32%), южные регионы России, включая Краснодар, Сочи и Крым (21%), а также города-миллионники — Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Нижний Новгород (около 16%).
Город мечты
В ходе опроса респонденты отметили, что для них ключевым фактором счастья является не только экономическая составляющая, а повседневное удобство и качество городской среды. Например, более 70% опрошенных в качестве основных черт города своей мечты выделили наличие общественных пространств, зон отдыха и магазинов в шаговой доступности.
Наибольший разрыв между реальностью и «городом мечты» заметен по инфраструктурным параметрам. Так, «город мечты» по параметру «транспортная сеть» высоко оценивают 67% опрошенных против 17% в текущих городах проживания, по возможностям трудоустройства —64% против 16%, по качественным общественным пространствам — 77% против 34%.
«Наше исследование показывает: ключ к счастью в городе — это экономические возможности и качество повседневной среды. Город мечты для большинства респондентов – это город, где у человека есть возможности для работы и отдыха, удобные общественные пространства и транспорт. И это именно то, на что могут влиять городские власти, бизнес, общественность и сами люди. А климат – фактор приятный, но явно менее важный для респондентов»
Елена Кузнецова, директор Института исследований экономики «Яков и Партнёры»