Исследование
Октябрь 2025

Большинство россиян любят свои города: 64% опрошенных заявили, что положительно относятся к месту проживания. При этом 79% хотят жить там, где они живут сейчас, что опровергает распространенный миф о массовом стремлении к переезду в столицы. К таким выводам пришли эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» и РОМИР в рамках совместного исследования «Новое российское общество: есть ли счастье в городах России?».

Исследование было проведено на базе Лонгитюдной системы РОМИР — социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.

Молодежь 18–24 лет демонстрирует наименьший уровень эмоциональной привязанности: только 59% респондентов этой группы признаются, что им нравится место их проживания. После 34 лет доля любящих свой город стабилизируется и держится на уровне 67–70%. Отрицательное отношение к своему населенному пункту выразили лишь 6% опрошенных.

Судя по ответам респондентов, любовь к городу напрямую связана с субъективным ощущением счастья. Так, среди тех, кто любит свой город, 77% чувствуют себя счастливыми. Для сравнения: среди тех, кто не любит свое место проживания, доля счастливых лишь 36%.

Вместе с тем каждый пятый респондент все же рассматривает возможность смены места жительства — чаще всего это молодежь, а также жители малых городов. Любопытно, что среди мужчин более популярен тренд переезда на природу или в деревню, в то время как женщины в 1,7 раза чаще ориентированы на столицы.

В качестве наиболее привлекательных направлений респонденты называют Москву и Санкт-Петербург (32%), южные регионы России, включая Краснодар, Сочи и Крым (21%), а также города-миллионники — Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Нижний Новгород (около 16%).

Город мечты

В ходе опроса респонденты отметили, что для них ключевым фактором счастья является не только экономическая составляющая, а повседневное удобство и качество городской среды. Например, более 70% опрошенных в качестве основных черт города своей мечты выделили наличие общественных пространств, зон отдыха и магазинов в шаговой доступности.

Наибольший разрыв между реальностью и «городом мечты» заметен по инфраструктурным параметрам. Так, «город мечты» по параметру «транспортная сеть» высоко оценивают 67% опрошенных против 17% в текущих городах проживания, по возможностям трудоустройства —64% против 16%, по качественным общественным пространствам — 77% против 34%.

«Наше исследование показывает: ключ к счастью в городе — это экономические возможности и качество повседневной среды. Город мечты для большинства респондентов – это город, где у человека есть возможности для работы и отдыха, удобные общественные пространства и транспорт. И это именно то, на что могут влиять городские власти, бизнес, общественность и сами люди. А климат – фактор приятный, но явно менее важный для респондентов»

Елена Кузнецова, директор Института исследований экономики «Яков и Партнёры»

Елена Кузнецова, Директор института исследований экономики

Анна Данченок, Партнер

Павел Егоров, Руководитель направления исследований института «Яков и Партнёры»

Наталья Куваева, Эксперт аналитического центра

Инна Караева, Управляющий директор РОМИР

Олег Милёхин, Руководитель Лонгитюдной системы РОМИР

Анастасия Сидорина, Директор по работе с клиентами РОМИР

Анна Советова, Директор по работе с клиентами РОМИР

Скачать PDF

Другие публикации

В МГУ им М.В. Ломоносова стартовал образовательный курс от «Яков и Партнёры»
«Яков и Партнёры» впервые запустили образовательный курс «Введение в управленческий консалтинг» на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова
Пресс-релиз Октябрь 2025
В МГУ им М.В. Ломоносова стартовал образовательный курс от «Яков и Партнёры»
Скидки и эмоции — важнее брендов
Счастливыми себя чувствуют около 66% любителей шопинга, тогда как среди избегающих покупок — только 50%. Такие данные получены экспертами консалтинговой компании «Яков и Партнёры» и РОМИР в рамках совместного исследования «Новое российское общество: помогают ли покупки обрести счастье?».
Исследование Август 2025
Скидки и эмоции — важнее брендов
Новое российское общество: из чего сложено счастье
Семья и здоровье — важнее дохода: что делает россиян счастливыми
Исследование Июль 2025
Новое российское общество: из чего сложено счастье