Более половины работодателей ощущают нехватку кадров в сфере информационных технологий, при этом срок поиска кандидатов на ИТ-вакансии увеличился сильнее, чем в среднем по рынку: в два раза против 1,5 раз в других отраслях. Такие данные получили эксперты «Яков и Партнёры» и крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru в рамках совместного исследования «Тренды на рынке труда — 2023».
Больше половины работодателей заметили увеличение сроков поиска кандидатов по итогам 2022 года, при этом лишь 6% заметили их сокращение. Если основной объем (88%) вакансий ранее закрывался менее чем за два месяца, сейчас для этого требуется более трех месяцев.
61% работодателей сталкиваются со сложностями в поиске кандидатов с навыками в сфере цифровых технологий. Из них наиболее дефицитными стали программирование и веб-программирование (19%), цифровой маркетинг (16%) и разработка приложений (14%).
Учитывая предпочтения кандидатов, самым быстрым способом найти подходящего кандидата остается хорошее зарплатное предложение. Три четверти работодателей с привлекательной финансовой компенсаций находят подходящих кандидатов менее чем за три месяца.
«Сложнее всего стало найти сотрудников с опытом. В среднем увеличение срока поиска кандидатов с опытом работы более 6 лет составило 4-6 месяцев. А это, очевидно, люди с опытом преодоления неоднократных кризисных ситуаций, на экспертных или руководящих ролях. Подобная ситуация неминуемо приводит к падению производительности компании в целом. Интересно, что несмотря на увеличение срока поиска кандидата работодатели все равно отдают предпочтение именно таким кандидатам. 84% работодателей предпочитают и без специального образования кандидатам со специальным образованием, но без опыта», — говорит Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности hh.ru.
Чаще всего приоритет опытным сотрудникам отдают в области IT, розницы и финансов – все опрошенные работодатели в этих сферах, убеждены, что отдадут предпочтение кандидату с опытом работы и без специального образования.
Другими трендами, которые влияют на работодателей и рынок труда в целом, стали автоматизация (25%), мобильность и миграция (22%), а также геополитические и экономические условия (22%). Меньше всего работодателей заботят такие вопросы, как индивидуальная инициатива сотрудников (15%), инклюзивность (5%) и экологическая повестка (5%).
Одним из путей снижения нехватки ресурсов для компаний могла бы стать автоматизация определенных процессов, тем не менее 63% компаний признались, что не готовы к этому.
«Соискатели острее, чем компании ощущают влияние технологий, искусственного интеллекта, роботов и автоматизации на свою жизнь и конкурентность. Даже в областях, не связанных с ИТ, каждый второй отмечает подобное влияние. Учитывая сложность привлечения опытных кандидатов, а также очевидный запрос на обучение со стороны сотрудников, компаниям необходимо наращивать свои компетенции в сфере корпоративного образования для формирования привлекательного образа работодателя и, в конечном счете, снижения стоимости привлечения и удержания сотрудников. Сейчас всего 27% компаний активно вовлечены в данный процесс, что значительно меньше, чем, например, в США, где у каждой второй компании есть стратегия по развитию и обучению кадров», — отмечает партнер «Яков и Партнёры» и соавтор отчета Елена Кузнецова.
Самыми популярными формами обучения сотрудников в России стали обучение на рабочем месте, компенсация обучения на онлайн-программах (заочные курсы, открытые курсы дистанционного обучения), а также проведение конференций и семинаров.
Всего в опросе приняли участие более 7000 соискателей и более 220 работодателей по всей России.