Исследование
Февраль 2025

Эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» изучили текущую ситуацию и оценили будущее развитие автономного транспорта в РФ. По результатам исследования «Робот за рулем: перспективы перехода на беспилотные автомобили в России», уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными. Более того, к 2042 г. доля автономного транспорта достигнет 80%. Такое положение дел не только изменит привычный облик движения на магистралях страны, но и внесет значимый вклад в экономику.

«С развитием различных типов беспилотников именно автомобильный транспорт должен занять лидирующие позиции. Общий позитивный эффект для экономики России при переходе на беспилотные автомобили мы оцениваем в 4,6 трлн руб. ежегодно. Данная сумма не учитывает потенциальных эффектов от стимулирования смежных высокотехнологичных отраслей, таких как сенсорика, электроника и ПО. Достижение таких результатов возможно только при продуманном правовом регулировании в отрасли, стимулировании частных инвестиций в технологии автономного транспорта и создании умной инфраструктуры, на которую потребуется порядка 1,5 трлн руб. до 2035 г.»

партнер «Яков и Партнёры» Максим Болотских

Исследование показывает, что переход к беспилотным технологиям будет происходить поэтапно. В первую очередь автономные решения будут внедрены в предсказуемых и изолированных средах, таких как склады и логистические центры. Затем технологии распространятся на магистральную логистику, а после — на городской транспорт и массовые перевозки.

Причем для автолюбителей и городских властей переход на беспилотные автомобили станет решением сразу нескольких проблем. Во-первых, это даст снижение аварийности: около 88% ДТП происходят из-за человеческих ошибок и внедрение автономного транспорта может предотвратить тысячи аварий, спасти жизни и сэкономить стране 635 млрд руб. ежегодно. Уже при замене 25% традиционного автопарка на беспилотники уровень аварийности заметно сократится, подсчитали эксперты «Яков и Партнёры».

Во-вторых, беспилотные автомобили откроют новые возможности для людей, которые не могут водить машину по состоянию здоровья или другим причинам. Более того, автономные технологии помогут уменьшить пробки, сделав дорожное движение более эффективным. Так, ежегодные экономические потери от времени, проведенного в пробках, составляют от 1 до 2,5 трлн руб. в зависимости от плотности дорожного трафика. Потенциальное высвобождение времени, которое россияне проводят за рулем, эквивалентно увеличению трудоспособного населения на 3,4%, или 2,8 млн человек, свидетельствуют данные анализа «Яков и Партнёры».

Для грузоперевозчиков переход на беспилотные решения также принесет значительные преимущества. Операционные затраты могут сократиться на 30–40%, что обеспечит логистической отрасли дополнительный экономический эффект в 2,1 трлн руб. в год и стабилизирует рынок труда.

«Широкое распространение автономных грузовых машин помогло бы сгладить кадровый голод в логистике. Но для этого необходима техника высокого уровня автономности, способная возить грузы без водителя-испытателя в кабине. По нашим оценкам, замещение 25% действующего парка автономными грузовыми машинами позволило бы закрыть все актуальные на сегодня вакансии водителей-дальнобойщиков»

консультант «Яков и Партнёры» Александр Рыжов

Вместе с тем путь к полной автономии требует согласованных усилий государства и бизнеса. Одними из главных задач станут создание умной инфраструктуры и разработка единых стандартов для беспилотных технологий. В противном случае есть риск столкнуться с «зоопарком» технологий, где машины разных производителей и стран будут работать в одной экосистеме без четких правил.

Кроме того, для России критически важно разработать собственные доверенные и суверенные технологии. Без развития отечественного программного обеспечения страна рискует оказаться в зависимости от внешних решений, что может поставить под угрозу безопасность и устойчивость транспортной системы.

Беспилотные технологии — это не только вопрос безопасности и экономической эффективности, но и мощный стимул для развития высокотехнологичных отраслей. Реализация их полного потенциала обеспечит технологический суверенитет и откроет возможности для экспорта российских решений. При этом опыт, полученный в данной сфере, затем можно будет применить в авиации, промышленности, сельском хозяйстве и других секторах экономики.


Максим Болотских, Партнер

Андрей Павлович, Генеральный директор LogiX «Яков и Партнёры»

Александр Рыжов, Консультант

Скачать PDF

Другие публикации

Россияне и искусственный интеллект
По уровню осведомленности об искусственном интеллекте Россия входит в число мировых лидеров, опережая США, Германию и ряд других стран, а каждый четвертый регулярно пользуется генеративным искусственным интеллектом
Исследование Август 2024
Россияне и искусственный интеллект
Регулирование генеративного ИИ
Россия – одна из самых благоприятных стран для развития искусственного интеллекта. В группу лидеров также вошли США, Израиль, Сингапур и ОАЭ
Исследование Июнь 2024
Регулирование генеративного ИИ
Интернет-торговля среди лидеров по внедрению ИИ
Половина компаний инвестируют 3-5% бюджета на ИТ / цифровизацию, в искусственный интеллект
Исследование Май 2024
Интернет-торговля среди лидеров по внедрению ИИ