Исследование
Июнь 2024

Число положительно настроенных респондентов в среднем выросло в 1,7 раза по всем показателям, что, в частности, говорит о том, что россияне приспособились к новой реальности — к таким выводам пришли эксперты «Яков и Партнёры» и исследовательского холдинга «Ромир» в рамках очередного совместного отчета «Новое российское общество: динамика настроений граждан».

Исследование проведено на базе Лонгитюдной системы «Ромир» – социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.

Больше всего россиян отметили положительные изменения с точки зрения уровня дохода – 20% респондентов, а также возможностей профессионального роста – 14%. А самый большой рост в факторах благосостояния показала сфера досуга и отдыха: там разница год к году составила 2,6 раза.

В целом более половины россиян ощущают свое положение стабильным, что контрастирует с прошлым годом, когда преобладали негативные оценки. Молодежь до 20 лет традиционно восприняла изменения за последний год наиболее оптимистично по большинству факторов, особенно по ощущению долгосрочной стабильности.

«В целом по сравнению с прошлым годом ожидания относительно будущего значительно улучшились: респонденты ожидают улучшения и в положении своей семьи, и в компании, где они работают, и в стране. Разница в ожиданиях составила от 16 до 21% и по большинству показателей оказалась в «зеленой» зоне, при этом наибольшую положительную динамику показали ожидания относительно благосостояния страны в целом. При этом большая часть россиян ментально подстроилась к новой реальности. Доля респондентов, указывающих, что возврат к прежней жизни невозможен, возросла в два раза – с 20 до 40%»

Елена Кузнецова, директор института «Яков и Партнёры» и соавтор исследования

По словам исполнительного директора «Ромир» Инны Караевой, молодежь более оптимистично настроена относительно будущего. В то время как более старшее поколение (от 59–64 лет) воспринимает грядущее исходя из своего жизненного опыта.

«На мой взгляд, представители данной возрастной группы смотрят в будущее через призму прожитых лет, кризисов, уже понимая, что будет в дальнейшем. Здесь главными источниками тревоги стали опасения по поводу долгосрочной стабильности и сбережения накоплений. Любопытен также тот факт, что по сравнению с жителями Москвы и северной столицы представители миллионников и других регионов России смотрят на мир оптимистичнее»

Инна Караева, исполнительный директор «Ромир»

Как отмечают авторы исследования, еще одним важным изменением по сравнению с прошлым годом стало то, что потребители стали значительно меньше волноваться о своем уровне дохода (–31 п.п.) и эмоциональном и физическом состоянии (–11 п.п.) и стали беспокоиться о сохранении накоплений (+11 п.п.) и о долгосрочной стабильности (+5 п.п). Основными факторами, влияющими на уровень беспокойства, стали рост цен, СВО и общая экономическая ситуация.


Елена Кузнецова, Директор института исследований экономики

Родион Козин, Аналитик «Яков и Партнёры»

Павел Егоров, Руководитель направления исследований института «Яков и Партнёры»

Инна Караева, Исполнительный директор «Ромир»

Олег Милёхин, Руководитель Лонгитюдной системы «Ромир»

Маргарита Абрамкина, Директор по работе с клиентами «Ромир»

Сидорина Анастасия, Директор по работе с клиентами «Ромир»

Ильичёва Марина, Руководитель группы по социологическим исследованиям «Ромир»

Скачать PDF

Другие публикации

«Яков и Партнёры» на конференции «Менеджмент будущего»
«Яков и Партнёры» приняли участие в студенческой конференции «Менеджмент будущего»
Пресс-релиз Октябрь 2024
«Яков и Партнёры» на конференции «Менеджмент будущего»
Желание экономить и ностальгия: как и на что потребители тратят деньги
Респонденты второй год заявляют о намерении сократить расходы, хотя в прошлом году у них это не получилось, а перемены в корзине брендов их не слишком смущают
Исследование Сентябрь 2024
Желание экономить и ностальгия: как и на что потребители тратят деньги
Россияне и искусственный интеллект
По уровню осведомленности об искусственном интеллекте Россия входит в число мировых лидеров, опережая США, Германию и ряд других стран, а каждый четвертый регулярно пользуется генеративным искусственным интеллектом
Исследование Август 2024
Россияне и искусственный интеллект