Исследование
Март 2023

Сравнительный анализ банков с совокупной клиентской базой размером более 110 млн человек, проведенный в рамках исследования производительности розничного бизнеса банков FINIX YnP , показал, что они удержали мировое лидерство с точки зрения цифровизации. Однако ситуация формирует условия для развертывания полномасштабной ценовой войны, а значит, и деградации прибыльности тех организаций, которые не сумеют удержать и развить собственных клиентов.

Время «подвижных клиентов»

Девять из десяти рассмотренных в исследовании банков нарастили свои клиентские базы за 18 месяцев (2021 г. и первое полугодие 2022 г.). Рост совокупной активной клиентской базы (АКБ) банков — участников исследования составил более 7,5% за 18 месяцев. Учитывая, что крупнейшие банки также продемонстрировали рост количества активных клиентов, нужно констатировать, что клиентские базы банков пересекаются все сильнее и многие россияне обслуживаются или недавно обслуживались в нескольких банках сразу.

По данным Банка России, на одного жителя страны уже сейчас приходится более семи открытых банковских счетов (включая срочные вклады), и это значение растет на 5% в год . По нашим оценкам, каждый клиент имеет действующие договоры по банковским продуктам как минимум в 2,5 банках.

Каждый пятый клиент в АКБ для банков — новый; каждый третий клиент уходит из банка и теряет статус активного уже через год. Такая избирательность вместе с легкостью перехода, «подвижностью» клиентов обостряет конкуренцию среди банков. Клиенты становятся все более требовательными, а банки, в свою очередь, все более изощренными и «продвинутыми» в борьбе за них.

Цифровая «гигиена»

Ключевой продукт, на который розничный клиент «приходит» в банк, — дебетовая карта, обеспечивающая, по данным FINIX YnP, 60—70% притока новых клиентов. Но если привлечение клиентов во многом зависит от ценовых условий, рекомендаций и эффективности рекламы, то для удержания клиентов и повышения их лояльности критически важны качество повседневного обслуживания (daily banking) и удобство цифровых каналов.

Большинство рассматриваемых банков в течение последних 5—10 лет активно инвестировали в проекты, призванные привлечь новых клиентов: реализовали масштабные проекты по настройке и значительному развитию клиентских путей (CJ, customer journey), в первую очередь для продуктов повседневного обслуживания, сформировали мощные продуктовые команды, управляющие развитием продуктов и сервисов, а также перестроили цифровые каналы. И значительно преуспели в своих начинаниях. Российский банковский сектор во многом опережает мировые показатели как с точки зрения повседневного обслуживания, так и развитости цифровых каналов.

Доля безналичных операций в России на протяжении многих лет была одной из самых высоких в мире. А в 2022 г., несмотря на уход международных платежных систем, санкции, ограничивающие ряд операций, и ожидания некоторыми экспертами оттока клиентов из банковской системы в целом, рост транзакционного банковского бизнеса в России продолжился.

Так, даже в первом, «кризисном» полугодии 2022 г. доля транзакционно активных розничных клиентов , то есть клиентов банков, регулярно использующих банковские счета для оплаты товаров и услуг, выросла на 4,5 п. п., достигнув 61,2% от АКБ. Одновременно с этим увеличились количество и объем расходных операций, приходящихся на таких клиентов.

При этом в структуре расходных операций произошло заметное замещение наличных операций безналичными переводами на фоне развития переводов с использованием СБП. Таким образом, одновременно растут количество клиентов, использующих банковские счета, число и объем их операций, а также доля безналичных операций.

Уровень развития цифровых каналов также опережает глобальный рынок. Так, согласно McKinsey, некоторые из наиболее успешных цифровых необанков в мире достигают коэффициента вовлеченности DAU/MAU (то есть доли ежедневной аудитории цифровых каналов от общего количества пользователей) на уровне 25—35% . При этом результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что такой уровень вовлеченности в цифровые каналы демонстрирует большинство российских банков, входящих в топ-20. Более того, на российском рынке есть примеры достижения показателя вовлеченности системообразующими игроками до уровня в 50% .

Несмотря на исчезновение ряда приложений из магазинов, таких как App Store и Google Play, доля клиентов, использующих мобильный банкинг, стабильно и последовательно росла. По итогам второго квартала доля мобильного банкинга в рассматриваемых организациях достигла 61,6% от активной клиентской базы. Таким образом, введение ограничений практически не повлияло на данный канал, и снижение составило чуть более 0,2% от пика в 61,7%, достигнутого в начале 2022 г.

Цифровые каналы сыграли важную роль в продажах банковских продуктов в период максимальной турбулентности. Так, доля продаж в цифровых каналах депозитов — одного из наиболее востребованных продуктов в первом полугодии 2022 г. — выросла на 8 п. п., достигнув 48,5%.

Парадоксально, но в борьбе за клиентов российские банки не только создали передовые повседневные продукты и цифровые каналы, но отчасти и загнали себя в ловушку, снизив для клиентов барьеры для перехода из банка в банк.

Реализация инициативы Банка России по дальнейшему снижению стоимости такого перехода путем значительного повышения лимитов на бесплатный перевод средств между счетами в разных банках дополнительно упростит миграцию. Гонка за клиентом продолжится, а значит, в стране развитые транзакционные продукты и цифровые каналы перестают быть дифференциатором и становятся «гигиеническим» минимумом, в отсутствие которого невозможно развитие розничного банка.

Отделения — пережиток прошлого или возможность быть ближе?

По данным FINIX YnP, пять кварталов подряд сокращается доля клиентов, активных в отделениях, — сейчас она составляет 16,6% (-2,5 п. п. за шесть месяцев) от АКБ в среднем. Сеть устройств самообслуживания (УС) тоже становится менее востребованной — ей пользуются только 35,3% клиентов. Кроме того, снизилось количество операций на один банкомат: за полгода падение составило 20%.

При этом, несмотря на сокращение доли активных в отделениях клиентов, фактическая нагрузка на отделения и сотрудников растет за счет увеличения общего количества активных клиентов, а также опережающих темпов сокращения сети. В целом за 18 месяцев с конца 2020 г. количество активных клиентов на отделение выросло с 7 тыс. до 8,8 тыс. человек.

Физические отделения остаются лицом банка, и снижение качества обслуживания в них может повлечь негативные последствия для имиджа, а с учетом высокой мобильности клиентов — спровоцировать их отток. В этих условиях банкам, возможно, стоит скорректировать стратегию агрессивного сокращения регионального присутствия, чтобы поддержать необходимый уровень сервиса и доступности банковской сети для людей, предпочитающих физически взаимодействовать с банком.

Знание — сила

Научившись бороться за нового клиента, банки все еще плохо справляются с развитием отношений с ним. Среднее количество базовых продуктов на одного активного клиента банка не увеличивалось на протяжении 2021—2022 г. Это означает, что эффективность кросс-продаж существующим клиентам среди банков, участвовавших в исследовании, оставалась на прежнем уровне.

Показательно, что зарплатные клиенты в среднем имеют меньшее количество продуктов, чем люди, привлеченные банками «с улицы». Особенно ярко это проявляется на наиболее маржинальных «сложных» продуктах: кредитах, инвестициях. Доля держателей таких продуктов среди зарплатных клиентов в 2—2,5 раза ниже, чем среди клиентов «с улицы». Доля зарплатных клиентов, у которых есть только зарплатная дебетовая карта, выше 50%. А вместе с тем зарплатные клиенты — самые ценные и «прозрачные» клиенты банков: по ним есть достоверная информация об уровне дохода, история операций по зарплатной карте, позволяющая восстановить транзакционный профиль и потребности клиента; как правило, доступна информация из БКИ.

Таким образом, даже обладая необходимой информацией о своих клиентах, российские банки в настоящее время не используют весь ее потенциал для развития отношений с ними, формирования лучших, в том числе персонализированных условий, и увеличения кросс-продаж.

О слабой пока функции анализа клиентов говорит также тот факт, что даже в десятке лидеров мы видим банки, которые не могут точно оценить количество продаж в каналах, не анализируют «экономические показатели» разных сегментов, а в некоторых случаях даже «не видят ценности» в таком анализе.

По нашим оценкам, одним из наиболее значимых факторов влияния на рынок в ближайшие 2—3 года будет развитие открытого банкинга, который должен помочь игрокам финансового рынка легче вовлекать клиентов в свои экосистемы. Эта инициатива еще в большей степени упростит миграцию клиентов между банками и даст банкам еще больше данных. Однако прежде чем банки смогут использовать потенциал открытых данных о клиентах и их операциях, им предстоит научиться активнее использовать данные внутренние.

Для реализации преимуществ от использования как внутренних, так и внешних данных банкам необходимо инвестировать ресурсы в трех направлениях:

■ встраивать результаты аналитики как во внутренние процессы, так и в клиентские пути внутри и вне банков (например сервис BNPL (buy now, pay later), или оплата покупок равными долями в течение короткого периода времени);

■ развивать аналитические инструменты, такие как транзакционный скоринг и ценообразование с учетом риска (risk-based pricing), микросегментация клиентов, оценка доходов от клиентов на всем горизонте их «жизни» в банке (lifetime value), а также алгоритмы определения доходов в разрезе отдельных клиентов, продуктов и каналов;

■ выстраивать инфраструктуру и обеспечивать аналитику качественными входящими данными: единый профиль клиента, сходимость оценок моделей разных подразделений и т. д.

Заключение

Российский рынок, очевидно, переживает эпоху «подвижных» клиентов, которые «пробуют» все больше банков и становятся избирательнее. Высокий уровень повседневного банкинга и проникновение «цифры» на фоне новых инициатив регулятора, которые могут совершенно обнулить издержки перехода, сделают этот процесс еще более активным и непредсказуемым.

Для сохранения конкурентоспособности в борьбе за нового клиента банкам необходимо продолжать развивать цифровые каналы, совершенствуя предлагаемый клиентам сервис. А развитие существующих клиентов невозможно без дальнейшего развития аналитических функций для более точного и своевременного покрытия клиентских потребностей: именно позитивный клиентский опыт от взаимодействия с «домашним» банком может «привязать» клиента и защитить банк от ценовой конкуренции.


Илья Иванинский, Партнер-эксперт

Елена Новоселова, руководитель, FINIX YnP

Андрей Константинов, эксперт, FINIX YnP

Скачать PDF

Другие публикации

Развитие альтернативной финансовой инфраструктуры
Запуск многофункциональной инвестиционной платформы позволит ежегодно привлекать до 100 млрд долл. США инвестиций в страны БРИКС и Глобального Юга
Исследование Май 2025
Развитие альтернативной финансовой инфраструктуры
Игра на опережение: на пути к банкингу будущего
Переход к банкингу будущего может принести странам БРИКС+ и СНГ до 81 млрд долл. США ежегодного дохода, а Россия и Китай могут стать первыми в мире странами, перешедшими на этот уровень
Исследование Октябрь 2024
Игра на опережение: на пути к банкингу будущего
Совершенствование международной валютно-финансовой системы
Российское видение будущей мировой финансовой системы представили в рамках встречи финансовых органов стран БРИКС
Пресс-релиз Октябрь 2024
Совершенствование международной валютно-финансовой системы