Исследование
Май 2024

Эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» изучили применение ИИ в российском ритейле. По результатам исследования, которое стало продолжением большого отчета “Искусственный интеллект в России: тренды и перспективы”, подготовленного вместе с Яндексом, е-com компании оказались более продвинутыми с точки зрения использования ИИ. Если ритейлеры в основном пока экспериментируют с ИИ, то все опрошенные компании онлайн торговли находятся уже на этапе закрепления ИИ как стратегической цели компании или внедрения технологии во всех функциях и получения реального экономического эффекта. При этом генеративные технологии применяют 67% компаний интернет-торговли и менее 10% ритейла.

Традиционно для данных сфер приоритетными направлениями внедрения искусственного интеллекта стали маркетинг и продажи, клиентский сервис и цепочки поставок. С точки зрения самой технологии – все компании применяют машинное обучение, но лишь 8% компаний традиционной торговли определили приоритетные сценарии использования и зафиксировали на уровне стратегии цели по развитию генеративного ИИ, в то время как среди компаний интернет-торговли таких – половина.

Ритейлеры значительно более консервативны в своих инвестициях в ИИ. Каждый второй ритейлер выделяет до 2% своего цифрового бюджета на ИИ, в то время как в интернет-торговле каждая вторая компания инвестирует 3-5%. В целом и те и другие компании ожидают от ИИ сокращения затрат и положительных эффектов с точки зрения лояльности клиентов, однако компании интернет-торговли также верят в повышение ценности продуктов как таковых.

В отличие от других отраслей представители торговли меньше озабочены рисками от использования ИИ. Так половина компаний интернет-торговли не видят их вообще, а половина обеспокоена исключительно вопросами кибербезопасности. Ключевой проблемой на пути внедрения технологии они видят привлечение специалистов с необходимым профилем, а также отсутствие решений и инструментов на основе ИИ на рынке, либо проблемы с их разработкой.

Аутсорсинг разработки ИИ-решений под свои задачи – предпочтительная опция компаний сектора. Также все компании интернет-торговли готовы самостоятельно разрабатывать ИИ-решения ввиду наличия сильных внутренних ИТ-команд.

Опрос проводился в рамках исследования «Искусственный интеллект в России — 2023: тренды и перспективы». В нём участвовали более ста CTO крупнейших компаний России из 15 отраслей. Среди респондентов были представители 90% крупнейших ритейлеров страны, а также 60% рынка интернет-торговли.


Максим Болотских, Партнер

Марина Дорохова, Директор

Анна Ларионова, Консультант «Яков и Партнёры»

Иван Серов, Консультант «Яков и Партнёры»

Никита Власов, Консультант «Яков и Партнёры»

Яков Коган, Консультант «Яков и Партнёры»

Александр Крайнов, Директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса

Алексей Гусаков, Технический директор Яндекс Поиска

Алексей Башкеев, Руководитель платформы Yandex Cloud и инфраструктуры Яндекса

Скачать PDF

Другие публикации

ИИ идет ва-банк
Розничный бизнес лидирует по зрелости применения ИИ в российских банках. При этом по всем сегментам бизнеса наблюдается более высокое проникновение ИИ-моделей в кредитные продукты, чем в транзакционные и пассивные
Исследование Сентябрь 2025
ИИ идет ва-банк
Скидки и эмоции — важнее брендов
Счастливыми себя чувствуют около 66% любителей шопинга, тогда как среди избегающих покупок — только 50%. Такие данные получены экспертами консалтинговой компании «Яков и Партнёры» и РОМИР в рамках совместного исследования «Новое российское общество: помогают ли покупки обрести счастье?».
Исследование Август 2025
Скидки и эмоции — важнее брендов
Искусственный интеллект в здравоохранении
Российский рынок ИИ в медицине может вырасти в 6 раз и достичь 78 млрд руб. к 2030 г.
Исследование Апрель 2025
Искусственный интеллект в здравоохранении