Исследование
Март 2025

Рынок Retail media в России вырастет втрое и достигнет рекордных 900 млрд руб. к 2029 г.

К этому времени страна закрепится среди мировых лидеров индустрии, опережая Европу и США по доле этого сегмента на рекламном рынке и уступая лишь Китаю.

Эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» в аналитическом партнерстве с Retail Rocket Group и Яндексом изучили текущую ситуацию и перспективы рекламных возможностей розничных ритейлеров в РФ. По результатам исследования «От полки до экрана: развитие рынка Retail media в России», индустрия демонстрирует стремительный рост: в 2024 г. ее доля составила более 20% от общего рекламного рынка, что на 6 п.п. выше мирового среднего.

По мнению экспертов, в Retail media (RM) следует включать всех игроков рынка, реализующих товары и услуги на собственных площадках как в онлайн-, так и в офлайн-формате и предоставляющих возможности охватного и performance-продвижения на собственных и партнерских платформах с использованием уникального инвентаря и цифровых технологий и с задействованием больших данных. Таким образом, к RM-площадкам можно отнести маркетплейсы, e-commerce-площадки, традиционных ритейлеров с онлайн- и офлайн-магазинами, сервисы, агрегаторы и классифайды. При этом из периметра RM следует исключать кобрендинговые форматы в сторонних каналах, таких как ТВ, наружная реклама и др., а также маркетинговые услуги, например размещение данных ритейлера на сторонних площадках.

«За последние пять лет рынок Retail media в России, представляющий цифровые рекламные услуги ритейл-площадок, вырос в 300 раз и достиг рекордных 300 млрд руб. в 2024 г. По нашим оценкам, рынок RM в стране продолжит расти уверенными темпами, а его объем может увеличиться еще втрое уже к 2029 г. и составить 900 млрд руб.»

Денис Довганич, партнер «Яков и Партнёры»

Одним из ключевых факторов роста стала трансформация потребительских привычек россиян. Пандемия COVID-19 ускорила переход медиапотребления в онлайн, а интернет-шопинг стал не только удобным способом приобретения товаров, но и частью цифрового досуга. Изменения также затронули рекламный рынок: после ухода международных медиакомпаний бюджеты перераспределились в пользу российских площадок, а дефицит рекламного инвентаря способствовал увеличению доли RM с 5% в 2022 г. до 20% в 2024-м. При этом на фоне снижения рентабельности традиционного ритейла RM стал одним из наиболее прибыльных инструментов монетизации с чистой маржинальностью до 90%.

Сегодня около двух третей традиционных российских ритейлеров уже внедрили технологии RM и получают от них доход. Также четверть участников рынка планируют увеличить инвестиции в этот сегмент в ближайшие годы, свидетельствуют данные опросов «Яков и Партнёры». В свою очередь, специализированные ритейлеры ожидают, что их доходы от RM удвоятся в течение следующих пяти лет, а доля RM в их общем товарообороте может составить около 5%.

По оценкам экспертов, в этих условиях Россия с высокой долей вероятности может занять лидирующие позиции на мировом рынке RM, опережая Европу и США и уступая только Китаю, где доля RM к 2029 г. может достичь 40%. Для сравнения: в РФ через пять лет показатель составит 30%.

Одним из ключевых трендов ближайших лет станет объединение нишевых игроков в мультиритейл-платформы, а также использование сторонних технологий для запуска своих RM-платформ. Хотя на российском рынке доля доходов RM, получаемых ритейлерами, использующими сторонние решения, пока не превышает 5%, она продолжает активно расти за счет подключения новых игроков и расширения их присутствия: за 2024 г. более 20 ритейлеров заключили партнерство с Retail media networks (RMN) — внешними сетями и технологическими платформами для развития RM.

«Рост эффективности Retail media для ритейлеров напрямую зависит от глубины интеграции технологий и данных в рекламные платформы. Анализ first-party-данных, AI-аналитика и машинное обучение повышают точность таргетинга, позволяют автоматизировать закупку рекламы, персонализировать коммуникацию с аудиторией и оптимизировать бюджеты в режиме реального времени. Лидерами рынка станут те, кто сможет создать масштабируемую экосистему с единым окном управления рекламными кампаниями, прозрачной аналитикой и предиктивными моделями эффективности»

Павел Мысин, генеральный директор Retail Rocket Group в России

Вместе с тем основной сегмент RM по-прежнему останется за маркетплейсами, хотя их доля в России (сейчас 96%) в перспективе пяти лет снизится до уровня 79–92%, как в ведущих зарубежных странах. В то же время продуктовый ритейл демонстрирует значительный потенциал роста, фиксируют эксперты.

«Однако даже крупнейшие маркетплейсы пока не используют потенциал RM в полной мере. В России их доля составляет всего 3,1% от GMV, тогда как у международных конкурентов этот показатель достигает 7%»

Максим Болотских, партнер «Яков и Партнёры»

Для роста ритейлерам необходимо расширять круг рекламодателей и совершенствовать оффер. Сейчас 90% рекламодателей — это представленные на полках бренды, что охватывает лишь половину рекламного рынка. Существенным драйвером может стать привлечение технологических компаний и сферы услуг, занимающих четверть рынка, прогнозируют эксперты.

Ключевые направления развития включают интеграцию on-site-, off-site- и in-store-инструментов для прозрачного измерения эффективности, усиление аналитики с использованием AI и машинного обучения для повышения точности таргетинга, а также создание платформ с единым окном управления кампаниями.

«Рынок Retail media будет стремительно расти во многом за счет традиционных и онлайн-ритейлеров, специализирующихся на premium-инвентаре, омниканальных решениях и умеющих работать с данными для точного таргетинга. Успех этого сегмента будет зависеть от готовности компаний инвестировать в технологии, сотрудничать с технологическими платформами, оперативно адаптироваться к изменениям и предлагать рекламодателям максимально удобные и эффективные инструменты продвижения и расширенную аналитику»

Юлия Лазарева, руководитель по развитию Retail Media партнерств в Яндексе

Денис Довганич, Партнер

Максим Болотских, Партнер

Виктория Илюхина, Руководитель проектов «Яков и Партнёры»

Дарья Гвоздикова, Консультант «Яков и Партнёры»

Анастасия Масловская, Консультант «Яков и Партнёры»

Юлия Хомякова, Эксперт аналитического центра «Яков и Партнёры»

Артур Асланов, Руководитель направления Retail Media в Retail Rocket Group

Сергей Кудряшов, Руководитель проектного офиса Яндекс Рекламы

Антон Огай, Руководитель партнерских сервисов Рекламной сети Яндекса

Юлия Лазарева, Руководитель по развитию Retail Media партнерств, Яндекс

Наталия Краснянская, Руководитель функции Research and insights Яндекс Рекламы

Дарья Музыченко, Ведущий менеджер проектов Яндекс Рекламы

Анна Лебедева, Вице-президент по маркетингу РАЭРР

Скачать PDF

Другие публикации

Развитие электронной коммерции в России
Российский рынок электронной коммерции в оптимистичном сценарии может вырасти до рекордных 35 трлн руб. к 2030 г. К этому времени объем независимого e-commerce может вырасти более чем в 2,5 раза, достигнув 12 трлн руб., а его доля на рынке увеличится до 35%
Исследование Март 2025
Развитие электронной коммерции в России
Желание экономить и ностальгия: как и на что потребители тратят деньги
Респонденты второй год заявляют о намерении сократить расходы, хотя в прошлом году у них это не получилось, а перемены в корзине брендов их не слишком смущают
Исследование Сентябрь 2024
Желание экономить и ностальгия: как и на что потребители тратят деньги
Интернет-торговля среди лидеров по внедрению ИИ
Половина компаний инвестируют 3-5% бюджета на ИТ / цифровизацию, в искусственный интеллект
Исследование Май 2024
Интернет-торговля среди лидеров по внедрению ИИ