Исследование
Август 2023

Экспорт угля остается ключевым направлением для угольной отрасли России: по итогам 2022 г. за рубеж было поставлено больше половины от добытого в стране угля. При этом в прошлом году российские угольщики из-за санкций Евросоюза (ЕС) вынуждены были искать новые рынки сбыта вместо наиболее маржинального и емкого европейского. Даже в условиях глобальной перестройки логистики российский экспорт, по оценке Минэнерго, потерял по итогам года около 1%: за рубеж было поставлено больше 221 млн т угля¹. В то же время устойчивость таких результатов зависит от того, насколько Россия сможет укрепить свои позиции на рынках Азии и найти новых потребителей.

В третьем, завершающем обзоре о будущем угольной индустрии мы оценили экспортный потенциал России до 2050 г. с учетом основных вызовов и возможных точек роста. Как и в предыдущих публикациях, при анализе развития мирового угольного рынка нами рассматриваются три сценария: «Базовый», «Рецессия» и «Ускоренное развитие». При этом базовый сценарий мы считаем наиболее вероятным.

Основные потребители российского угля

По итогам 2022 г. основным экспортным рынком для России остался Китай, куда было поставлено 47 млн т энергетического угля (27% от общего экспорта) и 21 млн т металлургического (45%).

География остальных поставок претерпела существенные изменения из-за обострения геополитической обстановки и санкционных ограничений. Прекратились или существенно сократились прямые поставки российского угля в адрес ряда ключевых традиционных импортеров, в частности ЕС и Японии. Напротив, в лидеры по закупкам российского твердого топлива выбилась Индия, ставшая второй после Китая по металлургическому углю (20% экспорта) и вошедшая в пятерку по энергетическому (5% экспорта). В числе основных покупателей обоих видов угля остались Турция и Южная Корея, однако последняя с большой вероятностью значительно сократит импорт российского угля к концу 2023 г.

Основные страны – импортеры угля

Основные объемы энергетического угля из России к 2050 г., по нашим оценкам, пойдут в южном направлении – в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Индия и Китай в рассматриваемый период постепенно перестанут играть ключевую роль для экспорта российского энергетического угля ввиду долгосрочных амбиций по сокращению потребления (Китай) и выходу на самообеспечение (Индия). Наиболее перспективными направлениями поставок металлургического угля к 2050 г. для России станут страны Юго-Восточной Азии и Индия. Ниже рассмотрены рынки ключевых стран – потребителей угля.

Китай

Объемы угольного импорта в КНР до 2030 г. будут снижаться. Исторически основным драйвером роста добычи в стране является растущее энергопотребление при существенной доле угля в энергогенерации. С учетом целей по сокращению вклада угля в энергопотребление ожидается постепенное сокращение потребления после пика в середине 2020-х годов. При этом местная добыча уже покрывает более 90% потребления энергоугля, а потенциальные угольные проекты со сроком запуска до 2030 г. могут дополнительно обеспечить до 65 млн т ежегодно. При сохранении годового потребления на уровне 2021 г. подтвержденных запасов угля в КНР (208 млрд т), по нашим оценкам, хватит примерно на 47 лет. С учетом правительственных амбиций по выходу на самообеспечение импорт энергоугля Китаем к 2030 г. может упасть ниже отметки в 100 млн т в год, а основной объем поставок придется на дешевое сырье из соседней Монголии и Индонезии.

У КНР за счет собственных мощностей есть потенциал покрыть внутренний спрос и на металлургический уголь. Но в краткосрочной перспективе прирост производства будет ограниченным: новые проекты позволят нарастить его на объем около 5 млн т к 2030 г. Разрабатываемых месторождений металлургического угля в стране (резервы – 39 млрд т) при текущем уровне производства должно хватить примерно на 70 лет. По нашим прогнозам, импорт металлургического угля в КНР к 2030 г. снизится на 15%, до 46 млн т.

Индия

Зависимость от импорта энергетического угля в долгосрочной перспективе также будет снижать Индия. Индийское правительство считает уголь одним из наиболее привлекательных источников энергии ввиду ресурсообеспеченности страны и сравнительно низкой себестоимости генерации. Для удовлетворения растущего спроса объем добычи к 2030 г. вырастет почти в 1,5 раза (по сравнению с 2021 г.) и превысит 1 млрд т. В результате импорт к 2030 г. может снизиться больше чем на 10%, до 117 млн т.

За счет новых проектов годовой объем добычи теоретически может вырасти на 635 млн т в год, что потенциально закроет почти 90% спроса на внутреннем рынке. При выходе на объем потребления 2030 г. имеющихся запасов энергоугля в Индии (около 368 млрд т), по нашим оценкам, хватит более чем на 300 лет.

Импорт металлургического угля в Индию сейчас превышает собственное производство, но запасы в 53 млрд т позволяют нарастить его примерно в 2,5 раза – до 114 млн т к 2030 г. Новые проекты в этот период смогут дополнительно обеспечить до 69 млн т угля в год. Себестоимость при этом будет колебаться в диапазоне 20–30 долл. США за тонну, что ниже уровня других стран.

Импорт металлургического угля к 2030 г. может вырасти больше чем на 10%, до 57 млн т.

Евросоюз

ЕС к 2030 г. снизит объемы добычи энергетического угля из-за падения спроса на этот вид топлива более чем на 40%. Новые проекты по добыче угля в странах сообщества не развиваются из-за зеленой повестки, плана достижения нулевых нетто-выбросов парниковых газов (EU Green Deal) и высоких цен на углерод (около 30 долл. США за тонну). Повторный запуск большинства законсервированных угледобывающих активов (преимущественно шахт) при этом оценивается дороже, чем ввод в эксплуатацию новых мощностей ВИЭ.

Несмотря на выбытие значительных объемов импортного энергоугля из России, добыча в ЕС, по нашим прогнозам, возобновит тренд на сокращение и к 2030 г. составит 183 млн т против 318 млн т в 2021 г. (-43%). Импорт энергетического угля в ЕС, по нашему прогнозу, к 2030 г. снизится на 45%, до 53 млн т.

Новых крупных проектов по производству металлургического угля в ЕС также не ожидается – производство вырастет до 16 млн т. Большинство шахт в стране имеют возраст 30 лет и более и стабильно снижают объемы добычи. К тому же добывать уголь в ЕС невыгодно из-за ограниченной государственной поддержки и дороговизны рабочей силы. Основным производителем металлургического угля в регионе является Польша, где к 2025 г. запланирована реализация нового проекта на 2 млн т в год.

Основные страны – экспортеры угля

Индонезия продолжит наращивать добычу энергетического угля до 2030 г. с учетом растущего спроса на внутреннем и экспортных рынках. Экспорт угля из страны к 2030 г. вырастет на 10%, до 474 млн т. Подтвержденных запасов угля в стране (45 млрд т) хватит примерно на 55 лет.

Крупным экспортером металлургического угля Индонезия в настоящее время не является, но мы прогнозируем, что его производство и экспорт будут активно наращиваться. К 2030 г. добыча вырастет в 5 раз, до 22 млн т, а экспорт – более чем в 4 раза, до 8 млн т.

В ЮАР прогнозируется восстановление объемов добычи энергоугля до 240 млн т к 2030 г. после падения в 2020–2021 гг., однако уровень добычи не превысит показатель 2020 г. (245 млн т).

Доля экспорта, по нашим оценкам, существенно не изменится и будет составлять около 30%. Экспорт из страны к 2030 г. снизится на 4,5%, до 63 млн т. Существенные изменения в структуре экспортных потоков не прогнозируются.

Крупным экспортером металлургического угля Южная Африка не является, и активного наращивания его экспорта из страны, по нашим оценкам, не ожидается.

Добыча в Австралии останется примерно на уровне 2021 г. Сейчас около 67% объемов добытого в стране энергоугля экспортируется. К 2030 г. эта доля вырастет до 75%, а объемы поставок за рубеж – на 12%, до 223 млн т в абсолютном выражении.

На экспорт также идут более 90% произведенного в Австралии металлургического угля. Но в будущем, по нашей оценке, производство в стране активно расти не будет: к 2030 г. оно увеличится лишь на 6%, до 181 млн т.

Увеличение экспорта металлургического угля при этом составит 5%, зарубежные поставки достигнут 176 млн т.

Логистика угля

В настоящее время стоимость морских перевозок угля в мире находится на низком уровне, но в перспективе ожидается рост цен: до 2028 г. логистические затраты могут вырасти на 20% в связи с декарбонизацией судоходства. В дальнейшем цены на фрахт стабилизируются за счет снижения мирового спроса на уголь. Наименьшая стоимость фрахта в Китай – из России и Индонезии, в Индию – из Индонезии.

Прогнозный грузопоток российского угля через Северный морской путь (СМП), по нашим оценкам, составит 5–7 млн т в год к 2026 г. с последующим увеличением грузопотока до 10–12 млн т. Речные маршруты через СМП не станут альтернативой для перевозки угля из-за нерентабельности.

Перспективы экспорта российского угля

Как мы указывали в предыдущих публикациях о будущем угольной индустрии, при анализе развития мирового угольного рынка нами рассматриваются три сценария: «Базовый», «Рецессия» и «Ускоренное развитие».

Во всех сценариях прогнозируется сокращение экспортных поставок энергетического угля из России и рост экспорта металлургического.

Глобальный экспортный рынок энергетического угля в базовом сценарии будет сокращаться за счет падения доли иностранных поставок в структуре потребления Китая и Индии. Российский экспорт энергоугля на горизонте до 2050 г. не сможет восстановиться до уровня 2021–2022 гг. С учетом внешнеторговых ограничений российским поставщикам следует ориентироваться на альтернативные рынки. В 2023–2025 гг. ожидаются колебания объемов экспорта из-за их перенаправления из ряда «недружественных» стран (Японии, Южной Кореи).

Выход ключевых потребителей российского угля на самообеспечение приведет к падению поставок до уровня 5–10 млн т в год: в Китай – к середине 2030-х гг., в Индию – к 2050 году. При этом к началу 2030-х годов обозначится тренд на рост экспортных поставок в Юго-Восточную Азию, однако российским поставщикам придется существенно снижать себестоимость добычи для конкуренции с индонезийскими угольщиками.

Если исходить из наиболее взаимовыгодного экспортерам и покупателям распределения угля, то к 2030 г. ключевыми потребителями российского энергоугля будут Индия (примерно 30%), Турция и не входящие в ЕС страны Европы (20–25%), страны ЮВА (20–25%). К 2050 г. больше 60% энергетического угля из России придется на остальные страны Азии (в эту категорию входят азиатские экономики за исключением Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Ближнего Востока и Турции, то есть преимущественно страны ЮВА).

На глобальном рынке у России также есть потенциал для того, чтобы стать основным экспортером металлургического угля в Индию и страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Малайзию, Пакистан, Тайвань) в связи с активным ростом спроса на него в регионе. Импортерами российского угля останутся также страны Ближнего Востока (Иран, Ливан, ОАЭ) и не входящие в ЕС страны Европы (в основном Турция). Китай будет постепенно сокращать импорт российского металлургического угля, выходя на самообеспечение.

Если исходить из наиболее взаимовыгодного экспортерам и покупателям распределения металлургического угля, то к 2030 г. более 60% экспорта из России пойдет в Индию, около 20% – в страны ЮВА и менее 10% – в Турцию и не входящие в ЕС страны Европы. К 2050 г. доля Индии снизится до 55%, а доля остальных стран Азии вырастет до 30–40%, еще 5% поставок придется на страны Ближнего Востока.

Выводы

В базовом сценарии суммарный экспорт энергетического и металлургического угля из России не будет испытывать сильных потрясений. В 2022 г. он составил, по оценке Минэнерго, около 221 млн т. К 2030 г. он незначительно снизится – до 219 млн т (-1%), к 2050 г. составит 218 млн т. Таким образом, снижение экспорта энергетического угля будет компенсировано ростом металлургического.

В других сценариях наблюдается разброс прогнозных показателей. При реализации сценария «Рецессия» экспорт будет оставаться стабильным до 2030 г., но к 2050 г. значительно вырастет – до 260 млн т (+17% к 2022 г.). В сценарии «Ускоренное развитие», напротив, поставки за рубеж, будучи стабильными до 2030 г., к 2050 г. резко просядут – до 165 млн т (-20–25%).

В базовом сценарии основными покупателями российского угля в 2030 г. будут следующие страны: Индия – около 40%, прочие страны Азии – 20–25%, Турция и не входящие в ЕС страны Европы – около 20%. На страны Африки и Ближнего Востока придутся около 15% экспорта, на Китай – лишь около 5%.

В 2050 г. картина основных экспортных направлений изменится. Доля прочих стран Азии вырастет примерно до 50%, Индии – снизится до 25–30%. На Африку и на Ближний Восток придется 10–15% российского угольного экспорта, на не входящие в ЕС страны Европы (включая Турцию) – около 10%.

С учетом изменения ключевых экспортных направлений российские поставщики должны будут диверсифицировать и далее развивать множество новых торговых связей. Для сохранения конкурентоспособности экспортерам необходимо иметь все инструменты для оперативного переключения между рынками в условиях повышенной неопределенности. Компаниям уже сейчас необходимо запланировать полный или существенный пересмотр своих продуктовых стратегий и ценовых политик, а также определить новые возможности по дистрибуции, сделав ставку на иностранных контрагентов, взаимодействие с которыми ранее было ограниченным.

Целевым экспортным направлением станет Азиатско-Тихоокеанский регион, а фокусным рынком для металлургического угля – Индия. Экспансия на юго-восток будет связана с двумя вызовами: конкурентным давлением Индонезии и Австралии, а также инфраструктурными ограничениями внутри России, в особенности пропускной способностью железных дорог на подходах к морским портам.

Будущее российских угольщиков в долгосрочной перспективе – после стабилизации цен на мировом рынке энергоносителей – во многом зависит от решений на стороне транспортного сектора, которому нужно реагировать незамедлительно. Транспортно- логистическим и угольным компаниям нужно определить наиболее оптимальные форматы взаимодействия, будь то реализация совместных инфраструктурных проектов в России, создание совместных предприятий для наладки дистрибуции за рубежом или иное. Не исключено, что компаниям могут потребоваться дополнительные меры поддержки, прежде всего со стороны государства, а также иностранных инвесторов. Масштаб требуемых инициатив, их безотлагательность и количество потенциально вовлеченных сторон требуют быстрой и эффективной координации. Успех проектов, очевидно выходящих за рамки лишь угольной промышленности, во многом зависит от договоренностей на более высоком уровне между России и ключевыми партнерами.


Елена Кузнецова, Директор института исследований экономики

Дмитрий Васюков, Партнер

Александр Умрихин, руководитель проектов

Артем Бахматов, консультант

Михаил Ларьков, консультант

Екатерина Семенова, консультант

Скачать PDF

Другие публикации

Перспективы коммерциализации российской стали
К 2030 г. внутренний спрос на сталь в России может вырасти на 1,2–2,7 млн тонн. При этом развитие машиностроения может сформировать дополнительный устойчивый спрос и минимизировать волатильность денежных потоков
Исследование Декабрь 2024
Перспективы коммерциализации российской стали
Вера крепчает: цифровизация ГМК
Уверенность в успехах цифровизации на базе российских технологий растет: почти в 4 раза выросла доля респондентов, планирующих увеличить эффект от «цифры» в ближайшие годы
Исследование Апрель 2024
Вера крепчает: цифровизация ГМК
Будущее угольной индустрии: мировой рынок до 2050 года. Глобальные тренды
Мировое сокращение потребления угля идет медленнее, чем ожидали аналитики
Исследование Май 2023
Будущее угольной индустрии: мировой рынок до 2050 года. Глобальные тренды