75% респондентов из российских компаний отметили сохранение или увеличение бюджетов программ цифровизации в 2022-2023 гг., несмотря на санкционное давление, а часть компаний начали самостоятельную разработку ПО для критических функций. К таким выводам пришли аналитики «Яков и Партнёры» и ГК «Цифра» по итогам исследования, подготовленного специально для участников конференции MiningWorld Russia.
Главной сферой для внедрения цифровых решений сейчас и в ближайшие 3-4 года для российских компаний является производство. Более 70% участников исследования реализуют те или иные проекты в данной сфере. Геология и ремонты занимают второе и третье место соответственно. При этом лишь каждый четвертый респондент отметил реализацию проектов в сфере цифровизации закупок и логистики, где достигнутый эффект, по опыту западных компаний, может достигать 4% EBITDA.
«Самые популярные решения представлены наиболее зрелыми технологиями, с доказанным эффектом. Среди них, например, системы управления горнотранспортным комплексом. При этом менее 20% участников исследования инвестируют в такие прорывные технологии, как автономное вождение, 3D печать, робототехника, AR/VR, цифровой склад и роботизация бизнес-процессов. Зачастую эффекты от них не столь очевидны на первом этапе, но, безусловно, что в долгосрочной перспективе такие решения, как, например, автономный транспорт, могут быть наиболее действенной мерой для разработки труднодоступных месторождений, а AR/VR технологии со временем будут активнее использоваться для моделирования производственных процессов и обучения персонала», - отмечает генеральный директор ГК «Цифра» и соавтор отчета Сергей Емельченков.
Более половины опрошенных ожидают наступление технологического разрыва с компаниями из недружественных стран через 4-5 лет. При этом респонденты из компаний с эффектом от цифровизации на EBITDA более 3%, наоборот, ожидают стабилизации ситуации на текущем уровне (46%) или даже выход в лидеры мирового рынка (31%). Самым серьезным вызовом для отечественных производителей стал уход западных вендоров горной техники (и встроенных систем), остальные виды оборудования, систем связи и ПО отечественные компании заместили или планируют заместить в ближайшее время.
«Примерно каждый второй участник исследования в ближайшие 2-3 года планирует осуществить переход на российские решения или аналоги из дружественных стран, а четверть – начать разработку собственных решений. Учитывая эти усилия, а также тот факт, что большая часть проектов с высокими эффектами и низкой стоимостью уже реализована, большинство игроков рынка наращивают портфели инициатив, бюджеты и численность персонала в области цифровизации. Представители компаний с высоким эффектом цифровизации на EBITDA при этом больше других инвестировали в собственные цифровые команды. Это говорит о том, что успешные компании делают ставку на развитие внутренних компетенций. Так уже 46% респондентов отмечают наличие или собственного центра разработки, или компетенций в исполнении и поддержке», - говорит партнер «Яков и Партнёры» Никита Натрусов.
По мнению Сергея Емельченкова, ставка на развитие собственных команд и продуктов для горнодобывающих компаний может не принести желаемых эффектов, поскольку, во-первых, разработка с нуля ряда решений требует привлечения значительных инвестиций, а кроме того, связана с рисками, в том числе смены команды, отсутствия необходимых компетенций у ответственных за реализацию проектов. Более того, такие решения, как показывает практика, не уходят на рынок, а значит, их появление не способствует развитию российского промышленного ПО. Наиболее эффективным представляется использование существующих российских программных продуктов, либо кооперация промышленности с ведущими компаниями-разработчиками для создания новых решений.
Кадровый вопрос также не обошел стороной горнорудную индустрию. 63% респондентов испытывают дефицит кадров для цифровых проектов, что сравнимо с показателями в целом по стране и всем индустриям.
При этом, как отмечают авторы исследования, для достижения существенного экономического эффекта цифровизации компаниям необязательно быть первопроходцем, важнее качество реализации проектов и амбиция. «75% респондентов из компаний, имеющих эффект на EBITDA от цифровизации в районе 3-5%, а также половина респондентов из компаний с эффектом более 5% начали внедрять цифровые инициативы не первыми, но быстро нарастили компетенции. Каждый пятый респондент отметил, что его работодатель достиг эффекта в 5% EBITDA или выше за счет сфокусированности, сбалансированного подхода к выбору проектов и ставки на рост внутренних компетенций. Тем не менее нужно отметить, что только 15% участников исследования нацелены увеличить уровень амбиций по сравнению с уже достигнутым эффектом от цифровизации. «По опыту западных компаний мы знаем, что основополагающим фактором успеха является высокая амбициозность целей и готовность брать на себя риск. По нашим подсчетам при реализации более агрессивных целей для компаний с оборотом около 100 млрд руб. потенциал дополнительной EBITDA составит от 1 до 3 миллиардов рублей и 6-10 млрд руб. для компаний с оборотом 500 млрд руб. и более», - резюмирует партнер «Яков и Партнёры» Илья Садардинов.